Адам Смит

Адам Смит

Адам Смит — шотландский философ 18-го века, идеи которого о свободных рынках, разделении труда и измерении экономической активности легли основу экономической науки. Основатель так называемой классической экономики. Труды Адама Смита являются обязательными в любом престижном экономическом вузе. Книга «Богатство народов», по версии NoNews, является величайшим в истории трудом в области экономики.


Гражданство: Королевство Великобритания
Дата и место рождения: 16 июня 1723 (по Григорианскому календарю), 5 июня 1723 (по Юлианскому календарю),
город Керколди, Шотландия
Дата и место смерти: 17 июля 1790 (по Григорианскому календарю), город Эдинбург, Шотландия

Семья:

  • ОтецАдам Смит-старший (1679 — 1723) – юрист, адвокат, контроллер портовой таможни.
  • Мать – Маргарет Дуглас Смит (1694 — 1784) – шотландская дворянка из древнего и многочисленного рода Дугласов.
  • Двоюродный племянникДэвид Дуглас, лорд Рестона (1769 — 1819) – шотландский дворянин, юрист, наследник библиотеки Адама Смита.

Биография

Родился Смит в морском порту Керколди в зажиточной шотландской семье. Его отец, контролер таможни, умер еще до рождения сына. С матерью же он имел прекрасные отношения и жил с ней (с перерывами на обучение и поездку во Францию) до ее смерти в 1784 году в возрасте почтенных девяноста лет.

В четырнадцать лет он поступил в университет Глазго, где изучал философию. За академические заслуги получил стипендию имени Джона Снелла в один из старейших колледжей Оксфордского университета, Колледж Баллиол. Там он провел следующие 6 лет, но не закончил обучение из-за накалившейся политической обстановки из-за восстания якобитов в Шотландии. В итоге Смит вернулся в дом своей матери, где в течение двух лет не мог найти работу.

В 1748 он был приглашен в Эдинбург на чтение курса лекций по риторике и английской литературе, а в 1751-м получил должность профессора логики в Университет Глазго. Хотя он прекрасно разбирался в логике, его гораздо сильнее интересовали общественные науки, поэтому 1752-м он перешел на кафедру нравственной философии. По материалам своих лекций в 1759-м он опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», в которой описал роль морали в обеспечении общественной стабильности. Эта книга прославила ученного. Следующие 4 года чтобы послушать лекции ее автора, в Университет Глазго приезжали студенты даже из далекой Российской империи.

В 1763-м Смит оставил свою профессуру, чтобы стать наставником Генри Скотта, пасынка канцлера казначейства лорда Таунсенда. Смит провел более двух лет со своим подопечным во Франции. В Париже завязал тесную личную дружбу с представителями физиократической школы. В частности, с Франсуа Кенэ и Жаком Тюрго. Хотя взгляды физиократов и были очень экстравагантными, они стали основой для многих его идей.

Вернувшись в Шотландию, Смит вышел на пенсию в 300 фунтов стерлингов в год. Без необходимости преподавать он начал писать книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Работа над ней затянулась, и вышла в свет она через 13 лет. Эта книга еще при жизни Смита пережила пять изданий в Англии.

Далее вел размеренную жизнь, ведя скромный образ жизни и занимаясь благотворительностью. В конце жизни Смит планировал написать еще одну книгу про историю культуры и науки, но не успел, так как умер от болезни кишечника. Его библиотека, как единственное крупное имущество, по завещанию перешла к двоюродному племяннику, Дэвиду Дугласу.


Оказавшие влияние

Перед ознакомлением с экономическими идеями Смита, необходимо понимать ключевые факторы, которые повлияли на его мышление. Жил он в научную революция 17 века, которая частично и определила его взгляды. После того, как Ньютон описал формулами движение небесных тел, среди интеллектуалов общепринятым стало убеждение, что существуют созданные Богом вечные и объективные законы, которые управляют природой и обществом.

На концепции «естественного порядка» возникла школа физиократов, которые считали что наибольшее общественное благо достигается только при свободном действии рынка. Хотя выводы физиократов были революционными, за ними стояли не очень адекватные рассуждения. Физиократы считали, что торговля и обработка промышленности не приводит к увеличению добавленной стоимости, а лишь к перераспределению благ. По этой причине они выступали за то, чтобы взымать налоги только с сельского хозяйства. Таким образом, они критиковали экономическую политику меркантилизма, который господствовал в Европе на протяжении предыдущих трех веков. Суть меркантилизма заключалась в отождествление богатства страны с имеющимся количеством золота и серебра в обращении. Мыслители меркантилизма считали, что необходимо максимально увеличивать совокупный экспорт и минимизировать совокупный импорт, а поэтому выступали за высокие пошлины, маленькие квоты, навязывание слабым странам торговых договоров.

Смиту нравилась критика меркантилизма, заложенная в модель физиократов. Он восхвалял ее как «самое близкое приближение к истине» при «всех ее несовершенствах». От физиократической школы он почерпнул идею богатства как «потребляемых товаров, ежегодно воспроизводимых общественным трудом» и концепцию кругового процесса производства и распределения. Смит и вовсе планировал посвятить свое «Богатство народов» своему другу, а также, основателю физиократической школы, Кенэ, но тот не дожил до ее завершения.


Основные труды Смита. Краткий обзор

Теория Нравственных Чувств

Перед тем, как ознакомиться с экономическими взглядами Смита, следует немного поговорить о его первой книге, «Теории нравственных чувств».

Она была опубликована за семнадцать лет до «Богатства народов» и пережила шесть изданий при жизни Смита. Причем последнее — в последний год его жизни. По этой причине, сказать, что «Теория нравственных чувств» представляет его ранние идеи, а «Богатства народов» поздние, будет непростительным упрощением. Для его современников этические размышления Смита были настолько же революционными как и экономические.

Смит одним из первых рассмотрел мораль через призму социальной психологии. По Смиту, мораль существует не по каким-то объективным причинам, которые мы можем постичь разумом, а является врожденным свойством человека, которое делает возможным его существование в обществе.

«Теория» открывается главой «О сочувствии». Согласно Смиту, именно эта особенность человека является основой морали. Люди наделены эмпатией к другим. По этой причине, объяснял Смит, когда мы видим других несчастными или счастливыми, мы отражаем их счастье или несчастье на себя. Конечно, чувства, которые испытываем мы, не столь сильные, как у объектов нашего сочувствия, но их может хватить на то, чтобы сдержать свой естественный эгоизм и поступить во благо общества.

Смит считал, что склонность о благополучии других является естественной и присуща каждому человеку, включая отпетых злодеев и закоренелых преступников. Только поэтому общество может функционировать.

С помощью же разума мы можем проявлять сочувствие не только к людям испытывающим чувства, но и к людям, о положении которых сами эти люди не подозревают. Например, мы сочувствуем безумцам, которые могут смеяться и петь в доме для сумасшедших, а также мертвым. Дискомфорт, который мы испытываем, наблюдая за безумцами и мертвыми, исходит не от их страданий, а от нашего осознания их положения посредством нашего собственного разума. Так, в случае с мертвыми, мы представляем свои живые души в их неодушевленных телах.

Чтобы определить моральность каждого действия, согласно Смиту, мы представляем беспристрастного наблюдателя. Мы наделяем этого воображаемого наблюдателя сочувствием. Если он одобряет какое-либо действие, мы считаем это действие правильным, и наоборот. В процессе вынесения таких суждений о бесчисленном количестве действий мы постепенно формулируем правила поведения («не убий», «не прелюбодействуй»). Тогда нам не нужно заново продумывать каждую новую ситуацию: теперь у нас есть моральные нормы, которыми мы руководствуемся. Эти правила мы называем моралью. Когда этот беспристрастный наблюдатель делает суждения о самом человеке, который его представляет, мы называем это совестью.

Мораль и совесть выгодны общественному порядку. Согласно Смиту, следуя им, мы в конечном итоге содействуем счастью для всего общества.

Богатство Народов

900-страничный трактат Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышел в свет в 1776 году. Эта книга является фундаментальной для экономической науки, а поэтому необходимо разобраться отдельно с каждой из основных мыслей предложенных в ней.

Главной идеей Смита стало понимание того, что богатство страны должно измеряться в товарах и услугах, которые страна создает постоянно, а не в запасах золота и серебра. Мыслители меркантилизма приходили к неверным выводам, потому что ставили неверную цель, а поэтому вся экономическая политика, основанная на меркантилистских идеях, должна была быть пересмотрена.

С физиократами же он был не согласен в том, что те считали единственным фактором производства землю. Увеличить площадь страны сложно, а значит, мыслили они, страна всегда будет производить одинаковое количество товаров и услуг. Следовательно, следует сконцентрироваться лишь на оптимальном перераспределении благ. Смиту, жившему в индустриально более развитой, чем Франция, Великобритании было очевидно, что промышленное производство занимается чем-то гораздо большим чем перераспределением, поэтому к факторам производства Смит добавил капитал и труд.

Он пришел к выводу, что увеличивая в количестве и улучшая производственное оборудование, то есть капитал, страна может увеличить свои производственные возможности. Для этого в свою очередь предприятия должны иметь возможность накапливать капитал и реинвестировать его в производство.

Говоря о расширении производственных возможностей, Смит внес в употребление такое понятие как «разделение труда». По его мнению, именно специализация вызвало больший рост производства, чем любой другое историческое явление. Чтобы доказать свой тезис он привел пример булавочного ремесла. Работнику, не обученному этому делу и не умеющему об­ращаться с применяемыми в этой сфере орудиями, при всем старании не удалось бы за день изгото­вить и двадцати булавок в день. Однако, в цехах десяток человек, один из которых тянет проволоку, другой выпрямляет, третий обрезает и так далее, способны произвести 48 000 булавок. Таким образом, специализация в этом примере увеличивает производительность, как минимум, в 240 раз. Специализируясь, люди могут использовать свои таланты и приобретать навыки. Затем они могут обмениваются произведенными продуктами, распространяя преимущества специализации на все население.

Точно таким же образом, как от специализации выигрывают люди, писал Смит, от него выигрывают и государства. Если постараться, выращивать виноград в Шотландии можно, но в этом мало смысла, когда его дешевле покупать из Франции. Это привело Смита к выводу, что ограничения на международную торговлю неизбежно делают обе стороны беднее. Рассуждения Смита стали фундаментом, на котором была основана международная торговля.

Во многом благодаря его идеям Великобритания стала доминирующей экономической державой в Европе.


Цитаты

Цитаты

Единственное сокровище человека — это его память. Лишь в ней — его богатство или бедность.


Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти.


Индивидуальные амбиции служат общему благу.


Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное масло дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной.


Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, — самые опасные.


Преследуя свои собственные интересы, он (предприниматель) часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.


Согласно системе естественной свободы, государю надлежит выполнять только три обязанности: во-первых, обязанность ограждать общество от насилия и вторжения других независимых обществ; во-вторых, обязанность ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, в-третьих – обязанность создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, потому что прибыль от них не сможет никогда оплатить издержки отдельному лицу или небольшой группе, хотя и сможет часто с излишком оплатить их большому обществу.


Все книги Смита

  • Лекции по риторике и написанию писем, 1748 год.
  • Теория нравственных чувств, 1759 год (.pdf).
  • Лекции по риторике и написанию писем, 1762—1763 годы.
  • Лекции по юриспруденции, 1766 год.
  • Исследование о природе и причинах богатства народов, 1776 год (.pdf)
  • Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма, 1777 год.
  • Мысли о состоянии соревнования с Америкой, 1778 год.
  • Эссе на философские темы, 1785 год.
  • Система двойного вложения, 1784 год.

Хобби:
В свободное время играл на кларнете.


Факты

  • В возрасте 3-х или 4-х лет был похищен цыганами, но возвращен дядей и матерью.
  • Стал первым в истории шотландцем на английской банкноте.
  • Разрешал своим студентам не молиться перед лекцией, но при этом оставался убежденным пресвитерианином, поэтому на протяжении всей своей жизни регулярно посещал церковь.
  • Его личная библиотека состояла примерно из 1500 книг.
  • По сохранившимся рассказам современников, Смит увлекался народными песнями, стихами и танцами.
  • Последней книгой, которую он заказал при жизни, стало дебютное издание Роберта Бернса.
  • Высокоморальные шотландцы не поощряли театр, но Адаму он нравился, особенно ученый увлекался французскими пьесами.
  • По мнению последователей и биографов Смита, он ни разу не был женат, детей после себя также не оставил. Ходили слухи, что он сторонится женщин, и не решается завести хоть сколько-нибудь серьезные отношения. Хотя некоторые источники утверждают, что ученый имел близость с двумя женщинами – одну звали Джин, вторую – «дева из Файфа». Однако есть предположения, что работая преподавателем университета в Глазго, Адам воспылал чувствами к одной даме, и чуть было не повел ее под венец. Но что-то остановило ученого, заставило отказаться от этого шага. Остаток своих дней Смит прожил с мамой.
  • Смит был изображен на купюре 20 фунтов стерлингов. Купюра выпускалась с 2007 по 2020 год.
  • Большая часть его личных бумаг была сожжена после его смерти. Частично по этой причине мы знаем мало о его личной жизни.
  • Стеснялся позировать художникам и считал себя внешне уродливым, поэтому осталось малое количество его изображений.
  • Был известен своей рассеянностью. Однажды он настолько увлекся разговором с работодателем, что упал в яму для дубления кожи из которой его пришлось спасать.
  • Был ипохондриком. Постоянно диагностировал у себя болезни из-за малейших симптомов.

Медиатека